Опубликовано 01 сентября 2016 в 16:37

Общие положения

Целью реализации учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 127 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга является создание условий для освоения базисного учебного плана и углубленного изучения иностранного языка.

Задачи образовательной деятельности:

×достижение уровня функциональной грамотности;

×развитие положительной мотивации учащихся к углубленному изучению английского языка;

×развитие навыков социального самоопределения и самореализации личности учащихся;

×воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина.

1.Пояснительная записка к учебному плану

1.1. Учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость,

последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,

дисциплин, практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной

аттестации обучающихся.

1.2. Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 127 с углубленным изучением английского языка

Красногвардейского района Санкт-Петербурга, реализующего основные общеобразова-тельные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, формируются в соответствии с:

Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства

образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП-2004);

Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего

образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации

от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных

образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)

общего образования» (для VII-XI (XII) классов);

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования);

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего

образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования) (для V-VI классов образовательных организаций, а также для VII-VIII классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2016/2017 учебном году);

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования, утвержденным:

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

распоряжением Комитета по образованию от 22.03.2016 № 822-р «О формировании

календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;

распоряжением Комитета по образованию от 23.03.2016 № 846-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год».

1.3. Учебный план является частью образовательной программы образовательной

организации. Образовательные программы разработаны в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Примерный учебный план на 2016/2017 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), и предусматривает:

  • ×4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего
  • ×образования для I-IV классов;
  • ×5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-1X классов;
  • ×2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего
  • ×образования для X-XI классов.

Нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования

может быть увеличен в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы в очно-заочной и заочной формах (Х-ХП классы).

1.4. Учебный год в образовательных организациях начинается 01.09.2016.

Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике

рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени

и каникул.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой

участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину

недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Организация

профильного обучения в X-XI (XII) классах не приводит к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения предшествует профориентационная работа.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной

недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет:

  • ×для обучающихся 1-х классов - не более 4 уроков;
  • ×для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков;
  • ×для обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков;
  • ×для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.

Общий объем нагрузки в течение дня не превышает:

  • ×для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока
  • ×физической культуры;
  • ×для обучающихся 2-4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
  • ×для обучающихся 5-7 классов - не более 7 уроков;
  • ×для обучающихся 8-11 классов - не более 8 уроков.

Объем домашних заданий (по всем предметам) предусмотрен таким образом, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

  • ×во II-III классах – 1,5 ч.,
  • ×в IV-V классах – 2 ч.,
  • ×в VI-VIII классах – 2,5 ч.,
  • ×в IX-XI классах – до 3,5 ч.

1.5. Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;

×обучение в 1х классах осуществляется с 8.45;

×использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 45 минут каждый);

×в середине учебного дня две динамические паузы продолжительностью по 20 минут;

×обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

×для посещающих группу продленного дня, организована прогулка;

×дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом:

В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) следует проводятся в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие и совершенствование движения обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в том числе: 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 экскурсии по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по технологии; 4-5 уроков-театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения).

В I-V классах пятидневная учебная неделя (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).

В VI- XI классах шестидневная рабочая неделя (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10). Это необходимо для того, чтобы обеспечить углубленное изучение английского языка.

1.6. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой образовательной организации осуществляется деление классов на группы при проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (II-XI классы), «Технологии» (V-VII классы), «Физической культуре» ( XI классы), а также по «Информатике и ИКТ» при наполняемости классов 25 и более человек.

Также допускается деление класса на группы при проведении занятий по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» при выборе родителями (законными представителями) обучающихся двух и более модулей.

1.7. Для использования при реализации образовательных программ выбраны:

учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253);

учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 14.12.2009 № 729).

Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определена исходя из расчета:

не менее одного учебника в печатной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ;

не менее одного учебника в печатной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ.

1.8. Учебная нагрузка педагогических работников определена с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников установлена как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, установлена с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника.

1.9. Обучение во 2 – 11 классах осуществляется с 8.30.

Продолжительность уроков во 2 – 11 классах – 45 минут. Обучение осуществляется в первую смену.

Проведение нулевых уроков запрещено.

Продолжительность каникул в течение учебного года — не менее 30 календарных дней.

Учебный год начинается 1 сентября 2016г. и заканчивается 31 августа 2017г.

Согласно п.2.19 Устава школы продолжительность учебного года составляет не менее 34 учебных недель.

1.10. Особенности и специфика ОУ школа с углубленным изучением английского языка.

Максимальная учебная нагрузка обучающихся, предусмотренная учебным планом, соответствует требованиям СанПин 2.4.2. 2821–10:

Классы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Максимальная нагрузка, час. 21 23 23 23 29 33 35 36 36 37 37

При разработке содержания третьего часа учебного предмета «Физическая культура» учитывается состояние здоровья учащихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).

Продолжительность учебной недели:

в 1 – 5 классах – 5 дней

в 6 – 11 классах - 6 дней.

Организация работы групп продленного дня:

в школе работает 3 группы продленного дня по 25 человек. В группах продленного дня соблюдены все режимные моменты: прогулка учащихся, самоподготовка для учащихся 2 – 4 классов, занятия по интересам.

С целью профилактики утомления, нарушения зрения и осанки, обучающихся на уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз при обучении письму, чтению и математике.

Все дополнительные, внеурочные занятия проводятся через 45 минут после окончания последнего урока.

Максимальная нагрузка учащихся соответствует нормативным требованиям СанПин 2.4.2.2821-10.

Расписание звонков

№ урока Начало урока Окончание урока
1 8.30 9.15
2 9.25 10.10
3 10.30 11.15
4 11.35 12.20
5 12.30 13.15
6 13.25 14.10
7 14.20 15.05

2. Начальное общее образование

2.1. Примерный годовой учебный план начального общего образования

(пятидневная учебная неделя)

Предметные области Учебные предметы Количество часов в год Всего
I II III IV
Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение Русский язык 132 136 136 136 540
Литературное чтение 132 136 136 102 506
Иностранный язык Иностранный язык 68 68 68 204
Математика
и информатика
Математика 132 136 136 136 540
Обществознание
и естествознание

(Окружающий мир)

Окружающий мир 66 68 68 68 270
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики 34 34
Искусство Музыка 33 34 34 34 135
Изобразительное искусство 33 34 34 34 135
Технология Технология 33 34 34 34 135
Физическая культура Физическая культура 99 102 102 102 405
Итого: 660 748 748 748 2904
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Русский язык и литературное чтение Русский язык 33 33
Иностранный язык Иностранный язык 34 34 34 102
Максимально допустимая недельная нагрузка 693 782 782 782 3039
Внеурочная деятельность до 330 до 340 до 340 до 340 до 1350

2.2. Примерный недельный учебный план начального общего образования

(пятидневная учебная неделя)

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего
I II III IV
Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение Русский язык 4 4 4 4 16
Литературное чтение 4 4 4 3 15
Иностранный язык Иностранный язык 2 2 2 6
Математика
и информатика
Математика 4 4 4 4 16
Обществознание
и естествознание

(Окружающий мир)

Окружающий мир 2 2 2 2 8
Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики 1 1
Искусство Музыка 1 1 1 1 4
Изобразительное искусство 1 1 1 1 4
Технология Технология 1 1 1 1 4
Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 12
Итого: 20 22 22 22 86
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Русский язык и литературное чтение Русский язык 1 1
Иностранный язык Иностранный язык 1 1 1 3
Максимально допустимая недельная нагрузка 21 23 23 23 90

Учебный план обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта, единство образовательного пространства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, гарантирует овладение учащимися необходимым минимумом знаний, умений, навыков, позволяющим продолжить обучение на следующей ступени обучения.

Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано на проведение учебных занятий для углубленного изучения иностранного языка.

Организация образовательной деятельности по основной образовательной программе начального общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение иностранного языка, предметных областей основной образовательной программы начального общего образования.

Углубленное изучение иностранного языка организуется в условиях пятидневной учебной недели (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10). Для реализации образовательной программы, обеспечивающей углубленное изучение учебных предметов, предметных областей, используется 1 час в неделю части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.При этом дополнительное изучение русского языка организовано в рамках внеурочной деятельности.

В I классе школы, реализующей образовательную программу, обеспечивающую углубленное изучение иностранного языка, 1 час в неделю части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, используется на изучение учебного предмета «Русский язык».

В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор зафиксирован протоколами родительских собраний. На основании произведенного выбора сформированы учебные группы.

Целью учебного предмета ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный предмет является светским.

Для удовлетворения потребностей родителей организовано изучение нескольких модулей:

  • ×Основы светской этики;
  • ×Основы мировых религий;
  • ×Основы православной культуры

Основными задачами комплексного курса являются:

×знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

×развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

×обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

×развитие способностей учащихся к общению в полиэтничной, разномировоззренченской и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет 3345 часов. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

  • 2.3Региональная специфика

Региональной спецификой базисного плана является:

изучение предметов, позволяющих реализовать здоровьесберегающий (здоровьесозидающий) подход к реализации образовательной программы начального общего образования: основы безопасности жизнедеятельности (на уроках окружающего мира, технологии, физической культуры и во внеурочной деятельности);

с целью реализации образовательной программы по решению педагогического совета школы (протокол № 8 от 23.06.14 г.) в соответствиями с рекомендациями КО Санкт-Петербурга часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса распределены следующим образом:

1 час в неделю — на учебный предмет «Русский язык » в 1-х классах с целью проведения обязательных уроков развития речи;

1 час в неделю – на учебный предмет «Иностранный язык» во 2-4 классов с целью углубления знаний обучающихся по английскому языку;

изучение курса «История и культура Санкт-Петербурга» во 1 - 4 классах (во внеурочной деятельности).

2.4 Деление классов на группы

Иностранный язык (английский язык) изучается со второго класса. Реализуется государственная учебная программа. При изучении английского языка во 2-4 классах по согласованию с учредителем предусмотрено деление класса на группы. Такое деление позволяет создать эмоционально комфортную обстановку для изучения языка, способствует эффективной актуализации знаний, развитию речевых, коммуникативных навыков, создает условия для реализации индивидуального подхода с учётом познавательных возможностей учащихся. Закладываемая, таким образом, база знаний знакомит ребёнка с общими подходами к изучению социальных и филологических наук.

Ожидаемыми результатами реализации общеобразовательных программ на первой ступени обучения является достижение уровня элементарной грамотности, соответствующего ФГОС НОО.

3. Основное общее образование

5, 6 классы

3.1.Учебный план образовательной организаций, реализующей образовательную программу основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, в Санкт-Петербурге реализуется в V классах;

3.2. Годовой учебный план основного общего образования

Предметные области Учебные предметы Количество часов в год Всего
V VI
Обязательная часть
Русский язык и литература Русский язык 170 204 374
Литература 102 102 204
Иностранный язык Иностранный язык 102 102 204
Математика
и информатика
Математика 170 170 340
Алгебра
Геометрия
Информатика
Общественно-научные предметы История 68 68 136
Обществознание 34 34
География 34 34 68
Естественнонаучные предметы Физика
Химия
Биология 34 34 68
Искусство Музыка 34 34 68
Изобразительное искусство 34 34 68
Технология Технология 68 68 136
Физическая культура
и основы безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности
Физическая культура 102 102 204
Итого: 918 986 1904
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при пятидневной учебной неделе
Иностранный язык Иностранный язык 34 68
Общественно-научные предметы Обществознание 34
Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе 986 986
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при шестидневной учебной неделе
Иностранный язык Иностранный язык 102 102
Общественно-научные предметы География 34 34
Максимально допустимая недельная нагрузка при шестидневной учебной неделе 1122 2040

3.3. Недельный учебный план основного общего образования

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего
V VI
Обязательная часть
Русский язык и литература Русский язык 5 6 11
Литература 3 3 6
Иностранный язык Иностранный язык 3 3 6
Математика
и информатика
Математика 5 5 5
Алгебра
Геометрия
Информатика
Общественно-научные предметы История 2 2 4
Обществознание 1 1
География 1 1 2
Естественнонаучные предметы Физика
Химия
Биология 1 1 2
Искусство Музыка 1 1 2
Изобразительное искусство 1 1 2
Технология Технология 2 2 4
Физическая культура
и основы безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности
Физическая культура 3 3 6
Итого: 27 29 56
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при пятидневной учебной неделе
Иностранный язык Иностранный язык 1 2
Общественно-научные предметы Обществознание 1
Максимально допустимая недельная нагрузка при шестидневной учебной неделе 29 29
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при пятидневной учебной неделе
Иностранный язык Иностранный язык 3 3
Общественно-научные предметы География 1 1
Максимально допустимая недельная нагрузка при шестидневной учебной неделе 33 33

Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).

Учебный план образовательной организации предусматривает возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся (углубленное изучение английского языка). учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает увеличение учебных часов на изучение английского языка: на 1 час в 5-х классах в неделю и на 3 часа в 6-х классах необходимых для реализации углубленного изучения английского языка.

Изучение учебного предмета «Технология» в V- VI классах построено по модульному принципу «Технология. Технический труд»; «Технология. Обслуживающий труд». При изучении учебного предмета «Технология» значительная роль отводится методу проектной деятельности, решению творческих задач, моделированию и конструированию, что позволяет при модульном принципе сочетания направлений.

Изучение «Истории и культуры Санкт-Петербурга» и «ОБЖ» в V- VI классах реализуется через внеурочную деятельность.

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в соответствии с ФГОС ООО является логическим продолжением предметной области (учебного плана) ОРКСЭ. В рамках предметной области ОДНКНР обеспечивается достижение следующих результатов:

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведения;

формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семья и общества;

формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКНР реализуется через внеурочную деятельность.

7 – 9 классы

Учебный план полностью реализует государственный образовательный стандарт, обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, гарантирует овладение учащимися необходимым минимумом знаний, умений, навыков, основных компетентностей, позволяющих продолжить изучение предметов на следующей ступени обучения.

Учебный план для VII-IX классов составлен на основе ФБУП-2004.
В ФБУП-2004 устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательной организации. Федеральный компонент учебного плана определяет количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

3.4. Годовой учебный план основного общего образования

Учебные предметы Количество часов в год Всего
VII VIII IX
Федеральный компонент
Русский язык 136 102 68 306
Литература 68 68 102 238
Иностранный язык 102 102 102 306
Математика 170 170 170 510
Информатика и ИКТ 34 68 102
История 68 68 68 204
Обществознание (включая экономику и право) 34 34 34 102
География 68 68 68 204
Природоведение
Физика 68 68 68 204
Химия 68 68 136
Биология 68 68 68 204
Искусство 34 34 68
Музыка 34 34
ИЗО 34 34
Технология 68 34 102
Основы безопасности жизнедеятельности 34 34
Физическая культура 102 102 102 306
Итого: 884 853 957 2694
Региональный компонент и компонент образовательной организации при шестидневной учебной неделе
Русский язык 34 34 68
Иностранный язык 102 102 68 272
Алгебра 34 34 34 102
История и культура СПб 34 34
Основы безопасности жизнедеятельности 34 34
Элективный учебный предмет 34 34
Предельно допустимая учебная нагрузка
при шестидневной учебной неделе
1054 1023 1127 13347

3.5. Недельный учебный план основного общего образования

Учебные предметы Количество часов в неделю Всего
VII VIII IX
Федеральный компонент
Русский язык 4 3 2 9
Литература 2 2 3 7
Иностранный язык 3 3 3 9
Алгебра 3 3 3 9
Геометрия 2 2 2 6
Информатика и ИКТ 1 2 3
История 2 2 2 6
Обществознание (включая экономику и право) 1 1 1 3
География 2 2 2 6
Физика 2 2 2 6
Химия 2 2 4
Биология 2 2 2 6
Искусство 1 1 2
Музыка 1 1
ИЗО 1 1
Технология 2 1 3
Основы безопасности жизнедеятельности 1 1
Физическая культура 3 3 3 9
Итого: 30 31 30 91
Региональный компонент и компонент образовательной организации при шестидневной учебной неделе
Русский язык 1 1 2
Иностранный язык 3 3 2 8
Алгебра 1 1 1 3
История и культура СПб 1 1
Основы безопасности жизнедеятельности 1 1
Элективный курс 1 1
Предельно допустимая учебная нагрузка
при шестидневной учебной неделе
35 36 36 107

Перечень учебных предметов и минимальное количество учебных часов, отведенное на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, являются обязательными.

Реализация учебного предмета «Математика» в VII-IX классах учебными предметами «Алгебра» и «Геометрия». Рабочие программы Т.А. Бурмистровой (издательство «Просвещение», 2008, 2011г) основного общего образования по алгебре и геометрии для 8 класса составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. в программах общеобразовательных учреждений в 8 классе предложен для нас наиболее приемлемый вариант изучения данных разделов. По алгебре: 4 часа в первом полугодие, 3 часа во втором, всего 119 часов. По геометрии: 2 часа в первом полугодие, 3 часа во втором, всего 85 часов. В противном случае, уменьшение часов в рамках существующего стандарта отрицательно сказывается не только на математическом, но и на общем развитии учащихся. В VII-IX классах при изучении учебного предмета «Иностранный язык» на углубленном уровне количество учебных часов увеличивается на 3 часа в неделю.

Часы, отведенные в VI-VII классах на изучение учебного предмета «Искусство (Музыка и ИЗО)», проводится отдельно (ИЗО – 1 час, Музыка – 1 час).
В VIII-IX классах также изучается интегрированный курс «Искусство»
(34 часа в год).

Изучение учебного предмета «Технология» построено по модульному принципу с учетом возможностей образовательной организации. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ учебного предмета «Технология» изучается в рамках следующих направлений: «Индустриальные технологии» («Технология. Технический труд»); «Технологии ведения дома» («Технология. Обслуживающий труд»); «Технология. Каждое направление включает базовые и инвариантные разделы.

В рамках обязательной технологической подготовки обучающихся VIII класса
для обучения графической грамоте и элементам графической культуры в рамках учебного предмета «Технология» проводится изучение раздела «Черчение и графика» (в том числе с использованием ИКТ).

Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются предпрофильной подготовки обучающихся (реализуется элективным учебным предметом ). Также на организацию предпрофильной подготовки обучающихся в IX классе отводятся часы регионального компонента и компонента образовательной организации.

При формировании учебного плана выбираются элективные учебные предметы, которые имеют программу (рекомендованную к использованию или авторскую) и обеспечены учебниками и (или) учебными пособиями. На элективных учебных предметах возможна апробация электронных учебных пособий, которые предлагаются издательствами (при соблюдении лицензионных требований к приобретению такой продукции). Программы всех элективных курсов рекомендованы и утверждены АППО СПб.

Система оценивания элективного учебного предмета определяется рабочей программой учителя.

При проведении занятий по предмету «Иностранный язык» осуществляется деление классов на группы по 8-10 человек в каждой (не более 3-х групп при наполняемости класса 25 человек и более).

При проведении занятий по предметам «Технология» и «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на 2 группы при наполняемости класса 25 человек и более.

Для реализации программ обучения используются учебные пособия, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки РФ, заявленные в федеральном перечне учебников на 2014-2015 учебный год.

3.6 Региональный компонент

Региональным компонентом учебного плана является:

  • ×изучение учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» в VIIклассе как отдельный предмет;
  • ×изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в IX классах как отдельный предмет;
  • ×изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в VII классах проводится в рамках учебных предметов «Биология», «География», «Физическая культура» как модуль;
  • ×изучение учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» в VIIIи IX классах в рамках учебного предмета «Искусства» как модуль;
  • ×определение дополнительных часов на изучение учебных предметов «Алгебра» в VII-IX классах (1 час в неделю)

Ожидаемыми результатами реализации общеобразовательных программ на второй ступени обучения является достижение уровня функциональной грамотности, соответствующего стандарту основной школы.

4.Среднее общее образование

10 – 11 классы

4.1. Учебный план для X-XI классов реализует филологический профиль, а также обеспечивает углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования.

Учебный план для X-XI классов составлен на основе ФБУП-2004
и устанавливает соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательной организации. Федеральный компонент учебного плана представляет совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения.

При организации профильного обучения образовательной организации для составления учебного плана:

включены в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента);

включены в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне
(из вариативной части федерального компонента русский язык, английский язык), которые определят направление специализации образования в данном профиле.

При формировании учебного плана, выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов, учитываются нормативы учебного времени, установленные СанПиН 2.4.2.2821-10. Профильное обучение осуществляется в режиме шестидневной учебной недели.

Часы компонента образовательной организации используются для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента; преподавания элективных учебных предметов; преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательной организацией; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п.

Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательной организации. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

«надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

На изучение элективных учебных предметов отводится не менее 4 часов в неделю
в X-XI классах (272 часа за два года обучения).

При формировании учебного плана вебинары элективные учебные предметы, которые имеют программу (рекомендованную к использованию или авторскую) и обеспечены учебниками и (или) учебными пособиями. На элективных учебных предметах возможна апробация электронных учебных пособий, которые предлагаются издательствами (при соблюдении лицензионных требований к приобретению такой продукции).

Система оценивания элективного учебного предмета определяется рабочей программой учителя.

4.2. Примерный учебный план среднего общего образования

Федеральный компонент
Обязательные учебные предметы на базовом уровне
Инвариантная часть Учебные предметы Количество часов за два года обучения
Базовый уровень
Литература 204 (3/3)
Математика (алгебра) 272 (4/4)
История 136 (2/2)
Обществознание (включая экономику и право) 136 (2/2)
Основы безопасности жизнедеятельности 68 (1/1)
Физическая культура 204 (3/3)
Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях
Вариативная часть Учебные предметы Количество часов за два года обучения
Базовый уровень Профильный уровень
Русский язык 204 (3/3)
Иностранный язык - 408 (6/6)
Физика 136 (2/2)
Химия 68 (1/1)
Биология 68 (1/1)
География 68 (1/1)
Информатика и ИКТ 68 (1/1)
Искусство (МХК) 68 (1/1)
Всего: 2108 (31 / 31)
Региональный компонент
Литература 68 (1/1)
Математика 68 (1/1)
Всего: 136 (2/2)
Компонент образовательной организации
Элективные учебные предметы 272 (4 / 4)
Итого: 2516 (37/37)

Обязательные для изучения учебные курсы «Всеобщая история» и «История России» в учебном плане и в классном журнале записываются под одним общим названием учебного предмета «История», без разделения на отдельные страницы. В аттестат выпускнику выставляется единая отметка по учебному предмету «История».

Интегрированный учебный предмет «Обществознание» (2 часа в неделю) на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право».

Изучение естественнонаучных предметов в X-XI классах обеспечено отдельными учебными предметами «Физика», «Химия», «Биология»: на базовом уровне учебные предметы «Химия» - 2 часа в неделю (всего 136 часов). Дополнительный час используется из компонента образовательной организации. «Биология» изучаются по 1 часу в неделю (всего 68 часов каждый), учебный предмет «Физика» – 2 часа в неделю (всего 136 часов).

4.4 С целью реализации образовательной программы школы по решению педагогического совета (протокол № 7 от 17.06.2016 г.) часы регионального и школьного компонентов распределены следующим образом:

1 час в неделю в 10 11 классах — на учебный предмет «Русский язык»

1 час в неделю в 10 классах и 1 часа в неделю в 11 классах — на учебный предмет «Геометрия». Увеличение часов на предмет связано с отработкой системы умений и навыков по математике и с необходимостью сдачи обязательного экзамена в форме ЕГЭ;

1 час в неделю – на учебный предмет «Химия» в 10 и 11 классах для формирования прочных знаний по курсу «Органическая химия» и «Общая химия»;

4.5 Распределение на группы

При проведении занятий по предмету «Иностранный язык» осуществляется деление классов на группы по 8-10 человек в каждой (не более 3-х групп) при наполняемости класса 25 человек и более.

При проведении занятий по предметам и «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на 2 группы при наполняемости класса 25 человек и более.

Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента общеобразовательного учреждения (организации). Элективные учебные предметы выполняют основные функции:

развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

Класс Предмет Название элективного учебного предмета Литература для учащихся
9 класс Английский язык Искусство письма Афанасьева О.В. Английский язык. IX класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений и школ с углубл. Изучением англ.яз. / О.В.Афанасьева, И.В. Михеева
10 класс Химия Решение комбинированных и нестандартных задач Воловик В.Б. Крутецкая Е.Д. Органическая химия. Вопросы, упражнения, задачи, тесты.
10 класс Математика Решение задач с параметрами
  • Шахмейстер А.Х. Уравнения и неравенства с параметром.- М.-СПб.: МЦНМО, Петроглиф, 2012.
10 – 11 класс Русский язык Заговори, чтобы я тебя увидел Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникационной компетенции. 10 класс. Под ред. Н.А.Сениной.
10 – 11 класс Физика Методы решения физических задач Орлов В.А., Сауров Ю.А. «Практика решения физических задач. 10–11 классы», – М.: «Вентана-Граф», 2013
11 класс Химия Трудные вопросы химии Воловик В.Б. Крутецкая Е.Д. Органическая химия. Вопросы, упражнения, задачи, тесты.
11 класс Математика Элементы векторной алгебры
  • Шахмейстер А.Х. Уравнения и неравенства с параметром.- М.-СПб.: МЦНМО, Петроглиф, 2012.

Обеспечение учебного плана

Изучение общеобразовательных дисциплин предполагается на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего. В 5 - 6 х классах изучение общеобразовательных дисциплин ведется в соответствии с ФГОС ООО. В классах основного общего и среднего (полного) общего образования изучение общеобразовательных дисциплин проходит на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта. За основу приняты федеральные программы. Обучение профильным предметам осуществляется по программам их углубленного и расширенного изучения.

Для реализации общеобразовательных программ использованы учебные пособия, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, включенные в федеральный перечень учебников приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253).

Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность укомплектована педагогическими кадрами и обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно данному учебному плану.