Опубликовано 17 октября 2016 в 17:38

I. Общие положения

1. Положение о ведении классных журналов входит в компетенцию образовательного учреждения (ст. 28 п. 3, ст. 30 п. 1 ФЗ РФ "Об образовании" № 273 от 29.12.2012) и разработано в соответствии с:

Письмом Минобразования России от 20.04.2001 № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период";

Письмом Минобразования России от 07.02.2001 № 22-06-147 "О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений";

Письмом Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней школы";

Методическими рекомендациями по работе с документами в образовательных учреждениях (письмо Минобразования России от 20.12.2000 № 03-51/64).

Порядком выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов Приказ Минобрнауки № 224 от 11.03.2011

2. К ведению журнала допускаются только учителя, преподающие уроки в данном классе, классный руководитель, администрация образовательного учреждения.

3. Учителя и классный руководитель несут ответственность за ведение, состояние и сохранность классного журнала во время образовательного процесса.

4. Классный журнал заполняется учителем только в день проведения урока.

5. Все записи в классном журнале должны вестись аккуратно и одним цветом (синий, фиолетовый); нельзя использовать корректирующие средства; исправления в классных журналах допускаются в исключительных случаях; содержание исправления необходимо описать в нижней части страницы, заверив личной подписью учителя с ее расшифровкой и печатью учреждения.

6. При проведении сдвоенных уроков темы каждого урока записываются отдельно; прочерки, обозначающие "повтор", запрещены; не допускается сокращение слов при записи тем урока. Не допускаются такие записи, как "Повторение", "Решение задач" и др. без указания конкретной темы.

7. При проведении экскурсий на странице журнала с левой стороны записывается число столько раз, сколько часов шла экскурсия, а с правой стороны число и темы также записываются столько раз, сколько длилась экскурсия.

8. Классный руководитель и медицинский работник ОУ в обязательном порядке заполняют "Листок здоровья", в который вносятся сведения из медицинских карт обучающихся. Рекомендации, данные в "Листке здоровья", обязательны к учету всеми педагогическими работниками во время пребывания обучающихся в образовательном учреждении и (или) на внеклассных мероприятиях.

9. Название каждого учебного предмета записывается с прописной (заглавной) буквы, в именительном падеже со следующими допустимыми сокращениями и аббревиатурой:

Информатика и ИКТ - Информатика;

Физическая культура - Физкультура;

Мировая художественная культура - МХК;

Изобразительное искусство - ИЗО;

Технология;

История и культура Санкт-Петербурга История СПб;

Основы безопасности жизнедеятельности - ОБЖ.

II. Обязанности учителей-предметников

1. В клетках для отметок учитель имеет право записывать только один из следующих символов: 1, 2, 3, 4, 5, н, н/а. Выставление точек, отметок со знаком "минус", "плюс" не допускается. Отметка "1" выставляется только в 5–11-х классах в соответствии с Положением о единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.

2. Выставление в одной клеточке двух отметок через знак дроби (/) допускается только на уроках русского языка (на уровне начального общего образования), русского языка и литературы (на уровне основного общего и среднего общего образования).

3. Текущие отметки следующей четверти выставляются в клетке после итоговых (четвертных) оценок. Пропуски клеток не допускаются.

4. Ошибочно выставленная отметка зачеркивается одной чертой (косой) и рядом ставится правильная отметка. Если ошибка сделана в итоговых отметках или отметках за контрольную работу, она исправляется так же, как и текущие, при этом внизу страницы обязательно делается соответствующая запись об исправлении, ставится подпись и печать образовательного учреждения.

5. Не допускается пропуск клеточек на левом развороте развернутой страницы журнала, там, где выставляются текущие и итоговые оценки. Количество заполненных клеточек слева должно соответствовать такому же количеству строчек для записей тем уроков справа на развернутом листе журнала.

6. При организации занятий на дому учителя-предметники, их ведущие, выставляют оценки (текущие и итоговые) только в специальном журнале для индивидуального обучения. В классном журнале учителя-предметники отмечают отсутствие учащегося («н»). Ими же в конце четверти, полугодия, года выставляются в классный журнал только итоговые оценки, которые классный руководитель переносит в сводную ведомость учета успеваемости учащихся.

7. Записи в журнале для индивидуального обучения в конце зачетного периода (четверти, полугодия, года) подписываются родителями (законными представителями) ученика.

8. В случае проведения с обучающимися занятий в санаториях (больнице) классный руководитель вкладывает в журнал справку с результатами обучения в санатории или больнице; отметки из справки в классный журнал не переносятся.

9. В конце отчетного периода на предметной странице учителем подводятся итоги прохождения программ:

учитель записывает количество планировавшихся уроков в соответствии с календарно-тематическим планированием и количество уроков, проведенных фактически;

делается запись: "Программа выполнена" или "Не выполнена" с указанием причин в отчете учителя-предметника и лист коррекции рабочей программе ,который сдается зам. директора по УВР;

учителями биологии, химии и физики указывается количество практических и лабораторных работ, планировавшихся и проведенных фактически.

10. В случае болезни учителя учитель, замещающий коллегу, заполняет классный журнал в обычном порядке. В строке домашнее задание учитель заменяющий урок делает запись «Замещение» и ставит подпись.

III. Особенности заполнения классных журналов по отдельным предметам

Начальные классы

1. Внеклассное чтение является составной частью литературного чтения и на отдельную страницу не выносится.

2. Перед фиксированием темы урока по внеклассному нужно записать сложносокращенные слова: "Вн. чт.".

3. В первом классе отметки в классный журнал по предметам не выставляются.

4. В конце четверти 1 класса учитель отмечает, что обучающийся усвоил программу, частично усвоил, не усвоил.

5. В графе промежуточной и итоговой аттестации использовать сокращения «усв.», «ч.усв.», «не усв.»

6. Во 2 классе в сентябре отметки не выставляются, а в октябре выставляются только положительные оценки.

7. В графе промежуточная аттестация во 2 классе за 1 четверть отметки не выставляются.

Русский язык

1. Отметки за контрольные (диктанты) и творческие работы (сочинения, изложения) выставляются дробью в одной колонке (5/4). В диктантах: первая за грамотность, вторая – за выполнение грамматического задания; в сочинениях и изложениях: первая – за содержание, вторая – за грамотность.

2. Перед записью темы урока по развитию речи ставится пометка "Р/р".

Запись о проведении классного изложения по развитию речи делается следующим образом:

1-й урок. Р/р. Изложение

2-й урок. Р/р. Написание сочинения.

Литература

1. Перед записью темы урока по внеклассному чтению ставится пометка – "Вн. чт.".

2. Сочинения фиксируются следующим образом:

1-й урок. Р/р. Подготовка к сочинению

2-й урок. Р/р. Написание сочинения.

3. Отметки за творческие работы выставляются в одной клетке дробью: первая – за содержание, вторая – за грамотность.

4. Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда проводилась работа.

5. Оценка за домашнее сочинение выставляется тем днем, когда было дано задание его написать. В графе "Домашнее задание" делается соответствующая запись.

Физика, биология, химия, информатика и ИКТ, технология

1. На первом уроке в сентябре и на первом уроке в январе в классном журнале в графе "Что пройдено на уроке" делается запись о проведении инструктажа по охране труда. Инструктаж по ОТ проводится также перед каждой лабораторной и практической работой, о чем делается соответствующая запись в журнале в графе "Что пройдено на уроке".

2. Если лабораторная работа составляет только часть урока, оценки обучающимся выставляются выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, оценки выставляются каждому ученику.

Физическая культура

1. Новая тема (например, "Легкая атлетика", "Баскетбол", "Волейбол", "Гимнастика") начинается с записи инструктажа по ОТ в графе "Что пройдено на уроке".

2. Отметки по физической культуре выставляются на каждом уроке за любые слагаемые программного материала (усвоение контрольного двигательного умения, домашнее задание).

IV. Выставление итоговых отметок

1. Итоговые отметки за четверть, полугодие, год выставляются в клетке, следующей после записи даты последнего урока. Не допускается выделение итоговых отметок (например, чертой, другим цветом). Годовая оценка выставляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом оценки за последнюю четверть, полугодие.

2. Итоговые оценки обучающихся за четверть (полугодие) должны быть обоснованы. Для объективной аттестации обучающихся за четверть и полугодие необходимо наличие не менее трех оценок (при учебной нагрузке 1–2 ч в неделю) и более трех (при учебной нагрузке более 2 ч в неделю) с обязательным учетом качества знаний учащихся по письменным, лабораторным и практическим работам.

3. По итогам четверти (полугодия) ученик может быть не аттестован ("н/а") при условии пропуска им 2/3 учебных занятий и отсутствия трех или пяти отметок.

4. На уроках физической культуры при наличии у обучающегося справки о медицинской группе здоровья оцениваются положительно теоретические знания по предмету. Запись "осв." в журнале не допускается.

5. Итоговые оценки по предметам, завершающимся сдачей экзамена, выставляются в столбец, следующий непосредственно за столбцом оценки за экзамен.

6. Итоговые оценки по предметам в выпускных классах рассчитываются в соответствии с «Порядком выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов» и выставляются на странице «Сводная ведомость учета успеваемости обучающихся».

V. Обязанности классного руководителя

1. Классный руководитель заполняет в журнале титульный лист, оглавление, общие сведения об учащихся, списки обучающихся на всех страницах, сведения о количестве пропущенных уроков, сводную ведомость посещаемости, сводную ведомость успеваемости, сведения о занятиях на факультативах, в кружках, секциях.

2. Все изменения в списочном составе обучающихся (выбытие, прибытие) в журнале делает только классный руководитель после получения им приказа по образовательному учреждению, подтверждающего убытие или прибытие.

3. Учет пропусков занятий обучающимися классный руководитель ведет ежедневно. Итоговые пропуски подсчитываются непосредственно по окончании четверти.

4. Четвертные, полугодовые, годовые отметки выставляются на страницу "Сводная ведомость учета успеваемости обучающихся" после окончания четверти, полугодия, года. 5. По окончании учебного года классный руководитель на странице "Сводная ведомость учета успеваемости обучающихся" в графе "Решение педагогического совета (дата и номер)" напротив фамилии каждого ученика делает соответствующую запись:

о переводе в следующий класс;

условном переводе в следующий класс;

оставлении на повторный курс обучения;

выбытии в другое общеобразовательное учреждение в течение учебного года;

выдаче документа об образовании;

выдаче справки о прослушивании курса среднего общего образования.

VI. Осуществление контроля ведения классного журнала и его хранение

1. Директор школы и зам. директора по УВР обязаны обеспечить хранение классных журналов и систематически осуществлять контроль правильности их оформления и ведения. 2. Периодичность и виды контроля таковы:

качество оформления журналов в соответствии с установленными требованиями –

4 раза в год (сентябрь, ноябрь, январь, май-июнь);

выполнение программы – 1 раз в полугодие;

объем домашних заданий обучающихся – 1 раз в полугодие;

своевременность и объективность выставления отметок обучающимся – 1 раз в

четверть;

посещаемость занятий обучающимися, учет посещаемости занятий – 1 раз в четверть.

3. В конце года классный руководитель сдает классный журнал на проверку зам. директора по УВР, но только после того, как учителя-предметники отчитаются перед зам. директора по УВР по итогам года.

4. Зам. директора по УВР по итогам проверки делают записи в графе "Замечания по ведению классного журнала" с указанием итогов проверки. По итогам повторной проверки делается отметка об устранении обнаруженных ранее недочетов. Все записи подкрепляются подписью проверяющего.

5. В конце каждого учебного года журналы, проверенные и подписанные зам. директора по УВР, сдаются в архив школы. После 5-летнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода учащихся класса – с последующим хранением не менее 25 лет.