Опубликовано 03 ноября 2015 в 12:53

I. Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа:

Учебный процесс современной школы бесконечно активизирует, интенсифицирует действия в погоне за качеством образования. Педагоги и учащиеся обладают разной стратегией здоровья и далеко не все могут выдерживать физические и психические нагрузки учебного процесса.

По мнению большинства педагогов, школьные факторы, негативно воздействующие на состояние здоровья учащихся можно ранжировать следующим образом:

несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;

недостаток двигательной активности;

недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни;

неправильное (нерациональное) питание учащихся;

низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;

неблагополучное состояние здоровья педагогов.

Сегодня приоритетом является создание в петербургской школе условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся (воспитанников) и педагогов, формированию здорового образа жизни.

Для этого необходимо:

создание внутренней среды школы, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность учащихся (воспитанников) и педагогов;

повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;

создание условий для оздоровления учащихся (воспитанников), ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков.

II. Анализ деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся:

Школа ежегодно одной из задач ставит «Обеспечение условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся».

Решение данной задачи включило в себя следующие разделы:

- усиление роли классных руководителей, контроль за выполнением их функциональных обязанностей;

- активизация психолого-диагностической работы;

- индивидуальная работа с учащимися «группы риска», склонными к правонарушениям;

- физкультурно-оздоровительное, спортивное и ЗОЖ направления;

- усиление работы с родителями, родительскими комитетами, привлечение родителей к воспитательным мероприятиям, направленных на воспитание ЗОЖ.

Медицинскими работниками школы, психологом ППМС центра ежегодно проводится анализ состояния здоровья учащихся. На основании этих данных всем педагогам даются рекомендации по работе с детьми, у которых отмечены те или иные отклонения в физическом развитии, разработаны и применяются на уроках комплексы для профилактики нарушений зрения, осанки.

Внедрены в учебный процесс дифференцированные учебные задания, позволяющие учитывать личностные особенности и возможности учащихся. Целенаправленная и систематическая работа проводится с учащимися школы по сохранению и укреплению их здоровья.

На базе школы организована работа спортивных секций: волейбол, баскетбол, ОФП (общая физическая подготовка), спортивные игры. Также, на базе школы проходят занятия ДЮСШ № 2, направление лыжные гонки.

В группах продленного дня введён «Час здоровья», который включает в себя прогулку на свежем воздухе и подвижные игры на улице.

Традиционным для учащихся нашей школы стало участие в следующих спортивно-оздоровительных мероприятиях:

• районные соревнования по лыжным гонкам,

• районные соревнования «Веселые старты» и «К стартам готов» для учащихся начальной школы,

• легкоатлетические кроссы «Пробег Петра Великого», «Женская десятка»,

• Губернаторские тесты.

Ежегодно проводятся Дни Здоровья (один раз в четверть), Праздники Здоровья, спортивные соревнования и эстафеты, как между учащимися, так и между учащимися, родителями и педагогами школы (эстафеты «Быстрее, выше, сильнее», «А ну-ка, парни!», посвящённые Дню защитника Отечества и др.)

Активно учащиеся школы участвуют во Всероссийских, городских и районных акциях и соревнованиях по данному направлению:

• «Мир без наркотиков»

• «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»

• «Класс свободный от курения» и другие.

Особое внимание в школе уделяется профилактической работе по ПДД и профилактике детского травматизма. Вопросы по данному направлению обсуждаются на совещаниях педагогического состава, родительских собраниях.

Проводятся следующие мероприятия по профилактике ПДД:

• Акция «Внимание дети!»,

• Творческий конкурс «Дорога и мы»,

• олимпиада по правилам дорожного движения,

• Игра «Дорожные игры».

Совместно с родителями проводятся походы, выезды за город учащихся и всего коллектива школы.

В целях повышения эффективности работы с родителями традиционными стали ежегодные общешкольные родительские собрания по вопросам:

«Особенности адаптационного периода первоклассников, пятиклассников»

«Психологическое и физическое здоровье Вашего ребёнка»

• «Формирование у подростков толерантности, нетерпимости к проявлению национальной, расовой, религиозной вражды»

Активнее стали работать органы государственно-общественного самоуправления:

• Совет школы

• Совет по питанию

• Совет по профилактике правонарушений

Наше образовательное учреждение уделяет большое внимание проблеме охраны жизни и здоровья детей, так как в школе ученик проводит значительную часть своей жизни. И оттого, как будет организован образ жизни учащихся на протяжении всего «школьного марафона», какие будут созданы условия для сохранения и укрепления здоровья в этот ответственный период роста и развития детей, будет зависеть, выйдут ли учащиеся из школы практически здоровыми или будут иметь ограничения в свободном выборе профессии из-за плохого здоровья.

III. Ведущая идея программы:

В Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на период до 2020 года сказано: «В целях реализации задач по сохранению и улучшению здоровья петербургских детей и молодежи необходимо разработать и реализовать в каждом учебном заведении профилактические программы нового поколения, обеспечивающие внедрение во все предметные области здоровьесозидающих образовательных технологий, построение научно обоснованного оптимального учебного режима на основе функциональной диагностики состояний учащихся (воспитанников), обеспечение двигательной активности учащихся (воспитанников) в течение учебного дня; обеспечение качественной организации сбалансированного горячего питания; создание в образовательных учреждениях служб здоровья».

Доминирование одного профильного специалиста не может обеспечить системного решения проблемы. Решить эти проблемы позволит создание школьной Службы здоровья.

Ведущей идеей программы состоит в необходимости создания профессионально работающей Службы здоровья, обеспечивающей здоровьесберегающие и здоровьеформирующие условия организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Деятельность этой службы будет направлена на координацию усилий педагогического коллектива школы по:

- созданию условий для результативной социально-педагогической, психолого-педагогической и социально-культурной работы школы по осуществлению прав и законных интересов ребенка;

- сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов, формирование у них основ здорового образа жизни;

- профилактике вредных привычек, зависимого поведения и, как следствие, правонарушений;

- предоставлению каждому ребенку, исходя из его способностей, склонностей, ценностных ориентаций, возможности реализовать себя в познавательной и творческой деятельности через разнообразные образовательные программы, различные формы культурологической деятельности;

- активному и непосредственному участию в деятельности школы учащихся, родителей, общественности.

В структуре Школьной службы здоровья выделяются организационные звенья:

медицинского оргзвена, в которое входят медицинские работники (врач-педиатр, медсестра);

валеологического оргзвена, которое состоит из педагогов, осуществляющих образование обучающихся в области здоровья и здорового образа жизни (преподаватели ОБЖ, биологии, классные руководители, педагоги дополнительного образования и др.);

физкультурно-оздоровительного оргзвена, которое объединяет пре­подавателей физической культуры, педагогов дополнитель­ного образования (тренеров), специалистов по лечебной физкультуре и коррекционной гимнастике;

социально-педагогического и психологического оргзвеньев, в которые входят социальный педагог, педагог-психолог ППМС-центра, заместитель директора по воспитательной работе;

информационно-технологического оргзвена, в которое входят учителя информатики.

IV. Социальный эффект от реализации проекта:

Создание безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников и их поддержки со стороны социального окружения позволит обеспечить:

повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;

формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;

снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;

повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности;

качественные изменения состояния здоровья всех участников образовательного процесса.

V. Цели и задачи проекта:

Стратегической целью деятельности школьной Службы здоровья является построение здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада ОУ.

Для этого необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

1. Построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов: наличие общей и оздоровительной инфраструктуры, создание условий для здорового питания, внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий, построение научно обоснованного учебного режима, обеспечение двигательной активности обучающихся.

2. Повышение уровня культуры здоровья обучающихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.

3. Создание условий для оздоровления обучающихся, ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков: углубленная диагностика здоровья и образа жизни обучающихся, разработка рекомендаций по построению индивидуальных образовательных и оздоровительных маршрутов, профилактика наркозависимости и других заболеваний, социальная защита и помощь.

4. Систематизация и упорядоченность деятельности ОУ по построению здоровьесозидающей образовательной среды: разработка и реализация программы здоровьесозидающей деятельности ОУ на основе единого мониторинга, подготовка специалистов и педагогического коллектива, обеспечение и координация деятельности и взаимодействия, обобщение и представление опыта.

VI. Основные направления:

1. Организация и проведение диагностики и мониторинга состояния здоровья учащихся и учителей
2. Организация и создание условий для внедрения современных образовательных технологий при осуществлении образовательного процесса
3. Проверка организации санитарно-гигиенического режима ОУ; профилактика травматизма.
4. Спортивно-оздоровительная работа
5. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями
Оказание консультативной помощи родителям по вопросам здоровья детей и подростков, помощь семье в установлении контактов со специалистами, консультирование родителей по проблемам здоровья их детейпостоянноАдминистрация ОУ

СЗ

Организация и участие в ежегодном районном конкурсе компьютерных работежегодноЗам. Директора по ВР
Организация для родителей лектория по вопросам здорового образа детей и подростков

.

2 раза в годАдминистрация ОУ

СЗ

Тиражирование и обмен опытом с другими ГОУ района и города по вопросам ЗОЖежегодноАдминистрация ОУ

СЗ

Проведение мероприятий, укрепляющие навыки правильного поведения школьников в опасных для жизни ситуацияхпостоянноАдминистрация ОУ

СЗ

I. Критерии реализации проекта:

- снижение заболеваемости учащихся на 10%;

- расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно;

- повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов до 75%;

- снижение асоциальных случаев поведения школьников на 10%

- снижение показателей заболеваемости учащихся и педагогов школы.

II. Инструментарий проведения контроля:

- общественная оценка качества работы школы – анкетирование всех участников образовательного процесса;

- анализ статистических показателей и мониторинговых исследований.

III. Орган, осуществляющий контроль:

Администрация школы,

Попечительский совет,

Школьная служба здоровья .