Опубликовано 13 сентября 2015 в 22:17

Образовательная программа ГБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 127 Красногвардейского района для 6-9 классов в соответствии с ФБУП-2004 направлена на:

- обеспечение оптимального уровня образованности;

  • -реализацию права семьи на выбор образовательных программ общего и дополнительного образования.
  • Образовательная программа предназначена удовлетворить потребности:- ученика – в освоении познавательных и ценностных основ личностного и профессионального самоопределения на основе усвоения традиций и ценностей культуры и цивилизации, в расширении возможностей для реализации интереса к тому или иному учебному предмету в системе непрерывной подготовки кадров. В этом аспекте образовательная программа реализует право ребенка на сохранение своей индивидуальности (статья 8 «Конвенции о правах ребенка»);
  • родителей, как гарантия «наилучшего обеспечения интересов ребенка» (статья 3 «Конвенции о правах ребенка»);
  • учителя, как гарантия права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности.

Кроме того, образовательная программа предоставляет право проектирования учебной программы, выбора диагностических методик и инновационных технологий:

  • школы, поскольку образовательная программа дает ей право на собственный «имидж»;
  • модель выпускника уровня среднего общего образования общества и государства в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и цивилизации (статья 6 «Конвенции о правах ребенка»: «... государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка, поскольку в этом будущее любого общества...»).

1.1 Нормативно-правовая база

Нормативно – правовой базой образовательной программы являются:

  • 1)Конвенция о правах ребенка;
  • 2)Закон Российской Федерации от 24 июня 1998 г. No124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • 3)Закон РФ «Об образовании»;
  • 4)Конституция РФ;
  • 5)Приказ Министерства образования РФ No 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ 1-х и 9-х классов, реализующих программы общего образования» с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. No 241, от 30 августа 2010 г. No 889, от 3 июня 2011 г. No 1994 и от 1 февраля 2012 г. No 74 (вступает в силу с 1 сентября 2012 г.);
  • 6)Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. No 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. No 1089»;
  • 7)Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (одобрены на заседании Правительства РФ 09.12. 2004 (протокол No 47, раздел I);
  • 8)Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года No 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011г.);
  • 9)СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобщеобразовательных учреждениях»;
  • 10)Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. No 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения»;
  • 11)Концепция воспитания в Ленинградской области (в новой редакции),утвержденная приказом комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 25.01.2010 N 35;
  • 12)Рабочие программы педагогов школы по предметам БУП- 2004;
  • 13)Устав ГБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 127;
  • 1.2Цели и задачи

Образовательная программа школы как нормативный документ определяет:

- цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов;

- научно-методическую базу реализации учебных программ.

Образовательная программа школы как нормативный документ регламентирует:

- условия освоения образовательной программы;

- организацию образовательного процесса;

Данная образовательная программа включает Программу основного общего образования (7-9 классы) в рамках реализации БУП – 2004:

Образовательная программа – основной документ, который является основой для достижения высокого качества образования.Содержанием образовательной программы является:

- формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

- достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня;

- адаптация обучающихся к жизни в обществе;

- воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, окружающей природе;

- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками школы;

- трансляция лучших образцов культуры и воспитание молодого поколения специалистов, способного решать новые творческие, исследовательские и прикладные задачи. Главная цель содержания образования заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для развития духовно богатой, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, способной к самоопределению и развитию.На протяжении нескольких лет Программа основного общего образования (7-9 классы) работает над темой «Формирование личности ребенка как субъекта собственного образования и развития». Целью школы является создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепления здоровья школьников. Такой личности должны быть присущи следующие качества:

высокий интеллектуальный уровень;

общая культура, широкий кругозор, нравственная устойчивость;

потребность в самообразовании и самосовершенствовании, владение навыками и умениями самовоспитания;

профессиональная ориентированность, подготовленность к деятельности в последующей педагогической системе (университет, ВУЗ, колледж и др.), готовность к жизненному самоопределению;

физическая выносливость и здоровье, достаточные для преодоления больших умственных и нервных нагрузок в условиях конкуренции на рынке труда.

Главный принцип работы школы – личностно-ориентированный подход к обучающимся. В отношениях учитель-ученик очень важную роль играют взаимоуважение и доверие. Для мотивации обучающихся используются разнообразные виды деятельности. В своей уставной деятельности школа решает следующие задачи:

- обеспечение оптимальных условий для развития личности, самообразования, творческого труда обучающихся;

- определение содержания социального заказа на образование и требований к организации образовательного процесса;

- создание условий для формирования у обучающихся по их желанию, склонностям и возможностям повышенного общекультурного уровня образованности в различных предметных областях на содержательном уровне;

- создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся;

- создание условий для формирования системы общечеловеческих ценностей;

- создание условий для формирования общей культуры личности;

- создание условий для обеспечения индивидуальной психолого-педагогической поддержки развития обучающихся;

- совершенствование и поиск новых технологий современного обучения, укрепление и развитие традиций школы;

- повышение уровня общественной значимости школы, поиск новых эффективных форм взаимодействия с родителями обучающихся, общественностью, другими образовательными организациями, учреждениями культуры, соблюдения принципа открытости школы;

- совершенствование материально-технической базы педагогического процесса. Основными задачами современного образования и деятельности школы являются:

обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода;

формирование базовых компетентностей современного человека:

- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

- самоорганизационной (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- самообразовательной (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

В условиях быстроменяющегося мира современная школа должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей обучающихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.

  • Основная образовательная программа основного общего образования
  • (6-9 классы)

2.1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа основного общего образования (далее ООП ООО) является нормативно - управленческим документом ГБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 127, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Целевое назначение:

- обеспечение образовательного процесса с целью освоения государственного образовательного стандарта, предусмотренного учебным планом;

- создание условий для достижения основ функциональной грамотности;

- поддержка положительной мотивации к обучению;

- развитие познавательных навыков;

- формирование навыков самообразования;

- развитие творческих способностей;

- развитие коммуникативных навыков, сформированных в начальной школе;

- диагностика развития индивидуально-личностных особенностей с целью создания условий для выбора дальнейшего образовательного маршрута;

- создание условий для предпрофильной подготовки: для более полного удовлетворения образовательных потребностей обучающегося в изучении отдельных предметов, расширении общего кругозора, решении личностных проблем.

Задачи программы:

- создание условий для становления отношения ребенка к миру и к себе, своим потребностям, стремлениям, желаниям, развитие разных возможностей мировосприятия;- поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности.

ООП ООО рассчитана на обучающихся 10 -15 лет.

Уровень готовности к усвоению программы: успешное освоение общеобразовательной программы начального общего образования, освоение на базовом уровне программы 5-6 классов.Состояние здоровья: учитываются группы здоровья, рекомендации диспансеризации.

Образовательный маршрут обучающихся.

Процедура выбора образовательного маршрута в основной школе предполагает:

- доведение до сведения родителей информации и реализуемых на предстоящем этапе обучения образовательных программах и основаниях для их выбора;

- мониторинг успешности учебной деятельности предполагается учитывать итоговую успеваемость, контрольные работы по предметам, различного рода работы по развитию речи и т.д.;

- сбор информации и анализ сформированности познавательных интересов и мотивации учения (проходит по плану работы службы сопровождения в течение учебного года);

- анализ динамики состояния здоровья учащихся;

- изучение образовательных ожиданий родителей (опросы, анкетирование, проходит в течение учебного года).

Школа стремится развивать способности учеников. С этой целью проводятся олимпиады внутри школы, обеспечивается участие школьников в олимпиадах, конкурсах за пределами школы, в научно – исследовательской работе Продолжительность обучения: 5 года.

2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Ожидаемый результат:

- освоение образовательного стандарта, предусмотренного учебным планом;- достижение основ функциональной грамотности, т.е. уровня образованности, предполагающего готовность к решению стандартных задач в различных сферах практической деятельности: познавательной, коммуникативной, поведенческой;

готовность к пониманию фактов, правил, принципов учебного материала к использованию их в конкретных условиях и умению интерпретировать схемы, графики, преобразовывать словесный материал в другие формы выражения (например, в математическую);

готовность к выполнению творческих заданий, умению выражать собственное мнение;- сформированность положительной мотивации к обучению;

сформированность основных навыков самообразования для учащихся данного возраста (поиска справочной литературы, умения работать с книгой и библиотечным каталогом и т.д.);

сформированность коммуникативных навыков: установления контакта с одноклассниками, разрешения межличностных конфликтов, установления контакта с окружающими на основе правил этикета;

создание условий для возможного выбора образовательного маршрута;

создание условий для сопровождения ученика индивидуального образовательного маршрута.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы представляют собой систему культурных предметных способов и средств действий в определенной предметной области и могут быть получены как в учебной деятельности обучающихся, так и в других видах: проектной, исследовательской, творческой и т.п. В каждом учебном предмете выделяются несколько содержательных линий, внутри которых определяются ведущие умения, которые и подвергаются оцениванию.

Общий результат: наличие инициативного, самостоятельного действия с учебным материалом и формирование ключевых компетенций, которые проявляются:

- в компетентности решения проблем (задач) как основы системно- деятельностного подхода в образовании: компетентность в решении задач (проблемная компетентность) – способность видеть, ставить и решать задачи;

- в информационной компетентности как способности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением массовых информационно-коммуникативных технологий;

-в коммуникативной компетентности как способности ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способ выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения;

- в учебной компетентности как способности обучающихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии (умение учиться), выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать.Умение учиться обнаруживает себя в готовности и возможности:- строить собственную индивидуальную образовательную программу на последующих этапах образования;

- определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной обучающимся траектории;

- оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении этих целей;

- обладать развитой способностью к поиску источников восполнения этих дефицитов;

- проводить рефлексивный анализ своей образовательной деятельности, использовать продуктивные методы рефлексии.

Личностные результаты:

- удержание и повышение учебной мотивации подростков за счет организации учебного сотрудничества со школьниками;

- стремление и, отчасти, способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;

- умение вступать в разновозрастное сотрудничество, как с младшими школьниками, так и со старшими подростками: уважительное отношение к младшим и умение слушать и слышать, вступать в коммуникацию со старшими подростками;

- умение осуществлять замысел будущей деятельности (проекта);

-отсутствие подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);

- умение работать в позиции «взрослого» («учителя»): удержание точки зрения незнающего, помощь младшему школьнику занять новую точку зрения;

- организация для содержательной учебной работы группы младших школьников;

- понимание и учет в своей деятельности интеллектуальной и эмоциональной позиции другого человека;

- готовность учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов);

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в обществе.

Общий результат:

- плавный, мягкий и нетравматичный переход школьников с начальной на основную ступень образования;

- овладение учащимися надпредметными (универсальными) знаниями и умениями, необходимыми для поисковой, творческой, организационной и практической деятельности;

- достаточно высокого уровня умения действовать ответственно и самостоятельно;

- готовности к образовательному и профессиональному самоопределению;

- способности оценивать свою деятельность относительно разнообразных требований, в том числе проводить ее адекватную самооценку;

- освоения видов, форм и различных ресурсов учебно-образовательной деятельности, адекватных планам на будущее;

- освоения способов разнообразной продуктивной коммуникации;

- понимание особенностей выбранной профессии;

- сформированность основных ключевых компетенций и получение социально- значимых достижений в творческой деятельности, способствующих развитию качеств личности, необходимых человеку для успешной самореализации.

Поскольку форма и содержание образовательного процесса направлены на достижения этих результатов, можно надеяться, что выпускник будет конкурентоспособен, его образовательная подготовка будет отвечать требованиям современного общества и рынка труда, что он сможет найти свое место в жизни.

2.2. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок:внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами), внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).

Предметные и метапредметные образовательные результаты проверяются и оцениваются школой как самостоятельно через разработку контрольно- измерительных материалов - внутренний аудит - в ходе текущей успеваемости, аттестации по итогам четвертей, года, стартового, рубежного и итогового контроля, так и с помощью внешней независимой оценки в ходе государственной итоговой аттестации с помощью специальных контрольно-измерительных материалов и в ходе оценки результатов других видов деятельности (олимпиад, защиты проектных, исследовательских, творческих работ на конкурсах, выставках и т.п.)

Личностные образовательные результаты проверяются и оцениваются школой самостоятельно с помощью анкетирования разных субъектов образовательного процесса, наблюдений, показателей деятельности образовательного учреждения (в частности, правонарушений, участие обучающихся в различных внешкольных, внеурочных формах деятельности и т.п.). Образовательные результаты этой группы описываются либо с помощью содержательных характеристик, либо с помощью статистических данных по школе за определенный промежуток времени.

Основные формы аттестации достижений обучающихся

1.Текущая успеваемость:

- Контрольные и диагностические работы по предметам учебного плана;

- Срезовые работы после изученной темы;

- Тесты;

- Зачеты;

- Рефераты, доклады, творческие работы, презентации обучающихся;

- Репетиционные и пробные экзамены, контрольные работы в формате основного государственного экзамена (ОГЭ).

2.Аттестация по итогам четверти, учебного года.Все формы промежуточной аттестации личностных достижений обучающихся, характеризующих их успехи в учебной и внеучебной (исследовательской, трудовой, общественной) деятельности. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся производится по 5-ти балльной системе. Академическая неуспеваемость фиксируется при наличии неудовлетворительной годовой оценки по одному из предметов основного учебного плана. Кроме внутреннего аудита в школе проводится внешний аудит качества знаний (муниципальные, региональные диагностические работы, выездные плановые проверки качества знаний). Одной из форм достижений обучающихся является получение дипломов, грамот по результатам их творческой, научно-исследовательской, спортивной и общественной деятельности. В школе разрабатывается система оценивания включенности обучающихся в школьную жизнь (активность при организации и проведении общешкольных мероприятий).Учет достижений обучающихся во внеучебной деятельности награждение дипломами, грамотами по результатам творческой и научно- исследовательской деятельности, результатам спортивных достижений и общественной активности;

- Церемонии награждения по итогам учебного года.

- Методы диагностики освоения образовательной программы

Диагностика включает в себя социальную диагностику:

- наличие условий для жизни и воспитания ребенка дома;

- состав семьи;

- необходимость оказания различных видов помощи;

медицинскую диагностику:

- показатели физического здоровья;

- осмотр врачей специалистов с оформлением медицинской формы

психологическую диагностику:

- уровень общей тревожности (отсутствие выраженных противоречий между требованиями педагогов и возможностями подростка);

- включенность обучающихся в деятельность и общение (эмоционально- положительное восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками, субъективная включенность в отношения, восприятие своего статуса в классе как положительного и удовлетворенность им);

- отношения с педагогами;

-восприятие подростком системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность);

- отношение к себе (позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка, ориентация на будущее, субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций);

- определение степени удовлетворенности школьной жизнью;

- наличие и характер учебной мотивации (интерес к способам получения знаний, умение ставить и достигать конкретные цели самообразования, интерес к самостоятельным формам учебной деятельности, интерес к использованию результатов учебной работы в социально-значимых формах деятельности)

педагогическую диагностику:

- предметные и личностные достижения;

- диагностика сформированности учебно-познавательных мотивов (интерес к основам наук и методам теоретического мышления, развитый мотив самообразования, связанный с жизненными перспективами и самовоспитание, стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности, мотивационная избирательность интересов, обусловленная выбором профессии);

- диагностика сформированности важнейших учебных действий (выделение существенных признаков изучаемых понятий, оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии в процессе решения учебной проблемы);

- умственная работоспособность и темп учебной деятельности (сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузке, способность работать в едином темпе со всем классом и предпочтение высокого темпа работы);

- развитие мышления (освоение методов теоретического и творческого мышления, использование исследовательских методов в обучении);

- развитие речи (богатый опыт речевого общения, использование речи как инструмента мышления, грамотность и богатый словарный запас устной речи);

- взаимодействие с педагогами (включенность в личностное общение с педагогами, способность к установлению деловых, партнерских отношений с взрослыми);

- поведенческая саморегуляция (способность длительно подчинять поведение намеченной цели, умение сдерживать эмоции, моральная регуляция поведения;

- способность принимать ответственные решения, касающиеся других людей);

- диагностика интересов.

2.4. Учебный план основного общего образования

Основой учебного плана ГБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 127 является Региональный базисный учебный план (далее БУП) общеобразовательных учреждений составленный для 6 - 9 классов по БУП – 2004г и с учетом шестидневной рабочей недели.

Учебный план в основном соответствует Региональному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений.

Федеральный компонент

С учетом рекомендаций «Пояснительной записки к Региональному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений» с учетом потребности общества в гражданине, обладающем информационной культурой, без которой практически невозможно продолжение образования и освоение многих профессий, курс информатики вводится в школе с 8 класса по одному часу, а в 9 классах по два часа в неделю. Школа считает необходимым за счет часов школьного компонента усилить инвариантную часть по предмету «Иностранный язык (английский)». В соответствии с филологическим профилем увеличиваются количество часов на 1 на предметы «Литература», «Русский язык».В соответствии с региональным компонентом вводятся часы(1 час) в 7 и 8 классах предмета « История Санкт-Петербурга». В 6х классах добавляются часы (1час) на предметах «Биология» и «География».

В параллели 8 классов за счет часа «Технологии» вводится модуль «Черчение», который помогает обучающимся не только читать и делать чертежи, развивает пространственное воображение, что позволяет им более успешно усваивать в старшей школе курс «Стереометрии» Предмет «Математика» состоит из следующих курсов:

- в параллелях 7 - 9 классов предусмотрено изучение двух отдельных предметов «Алгебра», «Геомерия»

Предмет «Обществознание» в 8-9 классах включает в себя экономику и право

- курсы по предпрофильной подготовке в 9 классах «Английский язык»

Учебный план ГБОУ средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением английского языка № 127

на 2015 - 2016 учебный год6-9 классы

ФБУП-2004 (шестидневная учебная неделя)

Учебные предметы Количество часов в год
VI VII VIII IX Всего
Федеральный компонент
Русский язык 204 102 105 68 479
Литература 68 68 68 102 306
Иностранный язык 102 102 102 102 408
Математика 170 170 170 170 680
Информатика и ИКТ 34 68 102
История 68 68 68 68 272
Обществознание (включая экономику и право) 34 34 34 34 136
География 34 68 68 68 238
Природоведение
Физика 68 68 68 204
Химия 68 68 136
Биология 34 68 68 68 204
Искусство (Музыка и ИЗО) 68 68 34 34 204
Технология 68 68 34 408
Основы безопасности жизнедеятельности 34 34
Физическая культура 102 102 102 102 408
Итого: 952 1020 1054 1020 4046
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)
Иностранный язык 68 68 102 68 306
Предпрофильная подготовка (ин.язык) 34 34
Русский язык 34 34 68
Литература 34 34
История СПб 34 34 68
ОБЖ 34 34
Математика 34
Геометрия 34 34 34 102
География 34 34
Биология 34 34
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) 170 170 170 204 714
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе 1122 1190 1224 1224 4760

Недельный учебный план для VI-IX классов

общеобразовательных учреждений (организаций), реализующих

образовательную программу основного общего образования

Учебные предметы Количество часов в неделю
VI VII VIII IX Всего
Федеральный компонент
Русский язык 6 4 3 2 15
Литература 2 2 2 3 9
Иностранный язык 3 3 3 3 12
Математика 5 5
Алгебра 4 4 4 12
Геометрия 1 1 1 3
Информатика и ИКТ 1 2 3
История 2 2 2 2 8
Обществознание (включая экономику и право) 1 1 1 1 4
География 1 2 2 2 7
Природоведение
Физика 2 2 2 6
Химия 2 2 4
Биология 1 2 2 2 7
Искусство (Музыка и ИЗО) 2 2 1 1 6
Технология 2 2 1 5
Основы безопасности жизнедеятельности 1 1
Физическая культура 3 3 3 3 12
Итого: 28 30 31 30 119
Региональный компонент и компонент ОУ при 6-дневной учебной неделе 5 5 5 6 21
Иностранный язык 2 2 3 2 9
Предпрофильная подготовка (ин.язык) 1 1
Русский язык 1 1 2
Литература 1 1
История СПб 1 1 2
ОБЖ 1 1
Математика
Геометрия 1 1 1 3
География 1 1
Биология 1 1
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе 33 35 36 36 140

2.4. Организационно-педагогические условия

Учебно-воспитательный процесс организован в соответствии с Годовым календарным учебным графиком (см. Приложение — Годовой календарный учебный график на 2014-2015 учебный год).

Кадровые условия реализации основной образовательной программы

В ГБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 127 работает стабильный педагогический коллектив. Из 63 педагогов 2 учителя имеют звание «Заслуженный учитель России», 2 учителя награждены знаком «Отличник», 6 учителей награждены Почетной Грамотой Минеистерства образования.

ГБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 127укомплектована педагогическими кадрами соответствующей квалификации для решения задач, определённых основной образовательной программой основного общего образования, способными к инновационной профессиональной деятельности, которые прошли курсовую подготовку, организованную АППО, РЦОКиТ , ИМЦ Красногвардейского района.

В школе имеются медицинскиие работники, социальный педагог. Работает столовая, обеспечивая обучающихся и работников школы полноценным горячим питанием. Штат педагогических работников укомплектован на 100%.

Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников

Основным условием формирования и наращивания необходимого и достаточного кадрового потенциала школы является обеспечение в соответствии с 29 новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом.Администрация школы в лице директора и заместителей директора по учебно- воспитательной и воспитательной работе и все учителя – предметники, работающие в основной школе, регулярно проходят курсы повышения квалификации. Данные курсы организуются АППО, ИМЦ. Кроме того, учителя активно занимаются самообразованием, участвуя в видеоконференциях и вебинарах, проводимых на уровне города, региона, страны. Для повышения квалификации работников также используется дистанционное обучение (учителя являются слушателями курсов повышения квалификации «Педагогического университета «Первое сентября»).

Система методической работы в школе

В течение нескольких лет педагогический коллектив школы работает над единой основополагающей темой «Формирование личности ребенка – как субъекта собственного образования и развития».Методическая тема: Профессиональная компетентность педагога как условие реализации личностно-ориентированного обучения.Задачами методической работы являются следующие: подготовка перехода 5 классов на ФГОС основного общего образования, совершенствование механизмов распространения передового педагогического опыта через сайт школы, периодические издания, семинары различного уровня;- направление усилий педагогов на развитие компетентностных и научно- исследовательских умений обучающихся;

- повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения;

- продолжение работы по выявлению и поддержке одаренных детей, продолжение совершенствования системы дополнительного образования с учетом индивидуальных запросов обучающихся в рамках сетевого взаимодействия и социального партнерства;

В целях успешного решения поставленных задач в школе функционируют следующие объединения: педагогический совет школы,методические объединения учителей:

-начальных классов

-математики, информатики

-русского языка и литературы

-ИЗО, музыки, технологии, ОБЖ,

-истории и обществознания

-физики, химии, биологии, географи

-английского языка

-физкультуры.

Формы Содержание работы Цель работы
Коллективные

Тематические педсоветы Повышение уровня научно- теоретической, методической, психолого-педагогической подго-товки учителей
Практические семинары Развитие профессиональных умений учителей по методике преподавания учебных предметов
Постоянно действую-щий семинар по реа-лизации ФГОС НОО и введению ФГОС ООО Расширение научно-теоретических и психолого-педагогических знаний педагогов, информирование педагогических работников о содержании образовательных программ ФГОС начального и основного общего образования
Открытые уроки Выявление эффективных приемов работы и развити аналитических умений учителей
Предметные недели Развитие творческих способностей педагогов и формирование положительной мотивации к учебным предметам у обучающихся
Индивидуальные Индивидуальные консультации Организация индивидуальной помощи учителям по психолого- педагогическим и методическим вопросам
Наставничество Организация индивидуальной помощи молодым и малоопытным учителям
Самообразование Совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства учителей
Педагогический поиск Формирование инновационных направлений в работе.
Собеседования Изучение состояния владения инновационными образовательными технологиями

Планирование аттестации педагогических кадров, деятельность школьной аттестационной комиссии

1. Составление списка аттестующихся педагогических работников;

2. Составление плана работы аттестационной комиссии;

3. Уточнение списка молодых специалистов;

4. Составление плана работы с молодыми учителями.

2.5. Учебные программы

Основу базовой образовательной программы для обучения составляют рабочие программы по учебным предметам, разработанные на основе Примерных учебных программ, утвержденных Министерством образования и науки РФ или авторские учебные программы к УМК.

Программно-методическое обеспечение:

№ п/п Автор, название учебника Издательство
6 класс
1. Макарычев Ю.Н.Алгебра Просвещение
2. Погорелов А.В. Геометрия. 7-9 класс Просвещение
3. Бархударов С.Г. Русский язык Просвещение
4. Коровина В.Я. Литература. В 2ч. Просвещение
5. Юдовская А.Я., Баранов П.Я. Всеобщая история. История Нового времени Просвещение
6. Данилов А. А., Косулина Л. История России Просвещение
7. Любимова З.В. Биология Владос
8. Вангородский С.Н, Кузнецов М.И.ОБЖ Дрофа
9. Габриелян О.С. Химия Дрофа
10. Ботвинников А. Черчение АСТ: Астрель
11. Угринович Н. Информатика БИНОМ
12. Питерских А.С.Изобразительное искусство.7-8кл. Просвещение
13. Афанасьева О.В. Английский язык Дрофа
14. Ваулина Ю.Е., Дули Д. Английский язык Просвещение
15. Кравченко А.И.Обществознание Русское слово
16. Домогацких Е.М. География Дрофа
17. Генденштейн Л.Э. Физика Мнемозина
18. Гончаров Б.А.Технология. Обслуживающий труд/под ред. В.Д.Симоненко Вентана-Граф
7 класс
19. Макарычев Ю.Н.Алгебра Просвещение
20. Погорелов А.В. Геометрия. 7-9 класс Просвещение
21. Бархударов С.Г. Русский язык Просвещение
22. Коровина В.Я. Литература. В 2ч. Просвещение
23. Сороко-Цупа О.С. Всеобщая история. История Нового времени Просвещение
24. Данилов А. А., Косулина Л. История России Просвещение
25. Теремов А. В.Биология Владос
26. Вангородский С.Н, Кузнецов М.И.ОБЖ Дрофа
27. Габриелян О.С. Химия Дрофа
28. Ботвинников А. Черчение. 8-9кл. АСТ: Астрель
29. Угринович Н.Д. Информатика БИНОМ
30. Афанасьева О.В. Английский язык Дрофа
31. Ваулина Ю.Е., Дули Д. Английский язык Просвещение
32. Кравченко А.И.Обществознание Русское слово
33. ДомогацкихЕ.М. География Дрофа
34. Генденштейн Л.Э. Физика Мнемозина
35. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э.Искусство Просвещение

2.6. Программа воспитания и социализации обучающихся

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной политики Российской Федерации. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России программа воспитания и социализации в МОУ «КСОШ No 2» построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.

Программа предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи в области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;• формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
  • усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
  • укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
  • формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
  • осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
  • формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
  • развитие патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
  • формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
  • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
  • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
  • усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
  • формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • укрепление отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
  • укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
  • формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
  • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
  • Школа может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения цели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (национального воспитательного идеала) с учётом национальных и региональных условий и особенностей организаци образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
  • Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
  • Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно- нравственного развития личности гражданина России.
  • Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
  • воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
  • воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор;
  • жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство;
  • уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность;
  • забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно- нравственное развитие личности);
  • воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность:
  • физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье;
  • экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
  • воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.

Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.

Деятельность школы в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся.

Реализации просветительской работы с родителями (законными представителями), способствующей формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умения вести здоровый и безопасный образ жизни. Экологически безопасная здоровьесберегающая инфраструктура школы включает:

  • соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся и работников школы;
  • наличие и необходимое оснащение столовой, а также помещений для хранения и приготовления пищи;
  • организация качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;
  • оснащённость кабинетов, спортивного зала необходимым инвентарем и спортивным оборудованием;
  • наличие помещений для медицинского работника;
  • наличие квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (логопед, учителя физической культуры, психолог, медицинский работник).

Ответственность за реализацию этого блока и контроль возложена на администрацию школы.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся направлена на повышение эффективности учебного процесса, предупреждение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха обучающихся и включает:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения;
  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
  • обучение обучающихся вариантам рациональных способов и приёмов работы с учебной информацией и организации учебного труда;
  • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
  • индивидуализацию обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности).

Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся

По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся предусмотрены определённые результаты и они могут быть достигнуты обучающимися.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;

системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;

представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;

понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;

уважительное отношение к органам охраны правопорядка;• знание национальных героев и важнейших событий истории России;

знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;

умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;

первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;

сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;

знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;

умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;

умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;

умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;

ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

  • ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества;
  • желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
  • чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;
  • умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы;
  • понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
  • понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;
  • понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
  • готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;
  • готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
  • потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;
  • умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах;
  • стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;
  • понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;
  • понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально- психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие. Понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

  • ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
  • начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
  • умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
  • знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
  • знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
  • знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;
  • знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
  • знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
  • умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;
  • умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;
  • знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
  • формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
  • отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;
  • умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
  • проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
  • формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
  • овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;
  • опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:

  • понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
  • понимание нравственных основ образования;
  • начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
  • умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно- исследовательских задач;
  • самоопределение в области своих познавательных интересов;•умение организовать процесс самообразования, творчески и критически
  • работать с информацией из разных источников;
  • начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов;
  • умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
  • понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
  • осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;
  • знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
  • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • начальный опыт участия в общественно значимых делах;
  • навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
  • знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально- психологическим качествам, знаниям и умениям человека;
  • сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов; • общие представления о трудовом законодательстве.
  • Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся
  • Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации школой Программы воспитания и социализации обучающихся выступают: 1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся:

  • принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
  • принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
  • принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;
  • принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.

Образовательное учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого- педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся.

В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы школы по воспитанию и социализации обучающихся.

Критериями эффективности реализации воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:

  • Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
  • Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
  • Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

2.7. Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

  • создание специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
  • дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в школе.

Цели программы:

  • оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);
  • осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ.

Задачи программы:

  • выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы;
  • определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого- педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • разработка и реализация индивидуальных учебных планов, расписания учебных занятий, организация индивидуальных занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
  • обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
  • формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
  • расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
  • развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
  • реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Направления работы

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

  • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы;
  • проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
  • системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ).

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально- психолого-педагогического и медицинского сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития;
  • выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
  • развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования;
  • развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
  • формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
  • развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
  • формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
  • различные формы просветительской деятельности (беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Механизмы реализации программы

Программа коррекционной работы реализовывается школой через механизм сетевого взаимодействия.

Сетевое взаимодействие осуществляется в форме совместной деятельности школы, медицинских учреждений, учреждений дополнительного образования, направленной на обеспечение возможности освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья основной программы.

Сетевая форма реализации программы коррекционной работы применяется в целях повышения качества специальных образовательных услуг, расширения доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к современным образовательным технологиям и средствам воспитания и обучения, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов.

2.8. Педагогические технологии

Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе, ориентированы на развитие:

  • общей культуры личности;
  • самостоятельности и креативности мышления;
  • коммуникативной культуры.

При реализации образовательной программы используются следующие виды педагогических технологий:

  • традиционная технология обучения: беседа, фронтальный опрос и др.;
  • технологии сотрудничества;
  • игровые, соревновательные технологии;
  • коллективная работа обучающихся: работа в парах, групповая работа, работа в диалоге;
  • технологии индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся;
  • система заданий разной степени сложности;
  • система разной степени помощи обучающимся;
  • система индивидуальной работы;
  • технологии развивающего обучения;
  • создание проблемных ситуаций, элементы проблемного обучения;
  • элементы самостоятельной исследовательской работы;
  • система развивающих логическое мышление учебных и жизненных заданий.
  • проектная технология.


Основной формой обучения является классно-урочная система.

В школе используется гибкая структура урока, предусматривающая совокупность и взаимодействие важных элементов и их целей на разных уровнях и в самых разнообразных сочетаниях, что приводит к инновационным типам и формам обучения.

Технологии воспитания:

  • ролевая игра;
  • организация и проведение традиционных праздников;
  • выступление, сообщение;
  • театральные и концертные выступления;
  • образовательный туризм (день здоровья – выезд обучающихся на природу, на базу отдыха, организация экскурсий ).

Методические технологии:

  • освоение алгоритмов:
  • познавательных умений (написание сочинений, выполнение практических и творческих работ)- коммуникативных умений (правил этикета, общения, разрешения конфликтов)- формирование умений поиска необходимой в обучении информации (работа с библиотечным каталогом)
  • Технологии диагностики:
  • мониторинг участия детей в учебном процессе (контроль текущей успеваемости, предметное тестирование, олимпиады);
  • мониторинг участия детей в воспитательном процессе: (педагогические наблюдения, портфолио личностных достижений учащихся, контроль внеучебной деятельности, активности)
  • регулярная и систематическая психологическая диагностика индивидуально- -психологических особенностей обучающихся.
  • 3. Модель выпускника основного общего образования

Выпускник 9-го класса обладает:

▪сформированностью ключевых компетентностей на II уровне требований к деятельности учащихся;

▪адекватной самооценкой, которая лежит в основе положительной «Я-концепции», важным признаком которой являются:

-твердая убежденность в импонировании другим людям;

-уверенность в своей способности в какой-либо деятельности;

-чувство собственной значимости.

▪умением высказывать и отстаивать свою точку зрения; владеет навыками неконфликтного общения; способен строить и вести общение в различных ситуациях;

▪отличается умением видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни;

▪в общественной и трудовой деятельности обладает высоким уровнем добросовестности и инициативы;

▪испытывает потребность в здоровом образе жизни.