Опубликовано 26 июня 2017 в 21:21

Результаты мониторинга удовлетворённости обучающихся, родителей и педагогов качеством образовательного процесса в ГБОУ средняя школа № 127.

Согласно статье 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам и (или) потребностям физического лица или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Для определения степени удовлетворенности качеством образования был проведен анализ результатов анкетирования обучающихся, педагогов и родителей обучающихся ГБОУ средняя школа № 127.

Результаты мониторинга являются показателем степени удовлетворенности образовательным процессом, обсуждаются на Педагогических советах, дают возможность наметить дальнейший вектор развития учебного процесса и образовательной организации в целом.

Цель мониторинга - повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса в школе.

Изучая удовлетворённость обучающихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе, использованы методики, разработанные А.А.Андреевым и Е.Н. Степановым. Суть методик заключается в том, что в конце учебного года респонденты анонимно на анкетах выражают степень своего согласия или несогласия с предложенными им утверждениями. Методики позволяют включать самые разные утверждения, которые актуальны в условиях конкретной образовательной организации.

Изучение удовлетворённости обучающихся школьной жизнью (методика

А.А. Андреева).

В январе 1917 года в ГБОУ средняя школа № 127 проведено анонимное анкетирование обучающихся 1-11 классов с целью определения уровня удовлетворенности качеством школьного образования.

Всего участие приняли 519 обучающихся из 712 (73 % от общего числа).

Результаты анонимного опроса показали в целом удовлетворенность учащихся образовательным процессом и комфортность обучения в школе.

Анализ анкетирования в % среди учащихся показал:

Вопросы анкетирования ДА НЕТ НЕ

ЗНАЮ

1 Я иду в школу с радостью. 58% 23% 19%
2 К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной ситуации. 72% 12% 16%
3 На уроке я могу всегда свободно высказать своё мнение. 60% 22% 18%
4 В школе есть учитель, которому я могу рассказать свою проблему. 59% 26% 15%
5 На уроке учитель оценивает мои знания, а не мое поведение. 81% 8% 11%
6 Внешний вид - показатель уважения не только к себе, но и к окружающим. 68% 19% 13%
7 На каникулах я скучаю по школе. 54% 34% 12%
8 В школе я часто испытываю неуважительное отношение со стороны учителей. 4% 77% 19%
9 Я согласен с утверждением, что «школа для меня безопасное место, где я себя комфортно чувствую» 59% 24% 17%
10 У меня есть желание и потребность участвовать в школьных делах 49% 25% 26%
11 У меня часто бывают конфликты с учителями 6% 75% 19%
12 В моей школе замечают мои успехи, когда я делаю что-то полезное и важное для нее. 65% 18% 17%
13 Я часто испытываю усталость в школе из-за множества самостоятельных и контрольных работ в один день 24% 58% 18%
14 Я люблю свою школу и горжусь, что учусь в ней. 83% 7% 10%

Итоги анкетирования обучающихся рассмотрены на Педагогическом совете, и поставлен на контроль ряд вопросов, которые требуют детального исследования. По итогам Педагогического совета решено провести цикл тренингов по мотивации к учебе совместно с Психолого-социальной службой.

Изучение удовлетворённости родителей жизнедеятельностью образовательной организации (методика А.А.Андреева):

Важнейшим показателем качества образования ГБОУ средняя школа № 127 является показатель удовлетворенности родителей обучающихся качеством образовательного процесса в 2016/2017 учебном году.

В мае 2017 года проведено исследование удовлетворённости родителей качеством образовательного процесса.

Общая выборка исследования составила 472 человека (66% от общего числа родителей обучающихся). Респондентам было предложено ответить на 16 вопросов анкеты.

Школа определяет показатель удовлетворенности по следующим характеристикам:

  • Безопасность учащихся в образовательной организации
  • Качество образования
  • Возможность получения дополнительного образования (кружки, секции)
  • Психолого-педагогическая поддержка (деятельность педагога-психолога, социального педагога)
  • Качество питания учащихся
  • Санитарно-гигиенические условия
  • Медицинское сопровождение
  • Поведение учащихся
  • Работа классного руководителя
  • Работа администрации
  • Педагогический коллектив
  • Материально-техническая оснащенность
  • Информатизация учебного процесса
  • Возможность участия родителей в управлении образовательной организацией (Родительской комитет)
  • Доступность информации об образовательной организации и образовательном процессе
  • Достижения образовательной организации
  • Результаты анкетирования в соответствии с вышеуказанными характеристиками следующие:

    качество образовательного

    процесса/уровень

    количество опрошенных (%)
    высокий 47,7%
    достаточно высокий 50,5%
    недостаточно высокий 1,8%
    низкий 0%

    Проведенный анализ позволил на основании полученных результатов внести коррективы в работу образовательной организации и спланировать работу в 2017/2018 учебном году, направленную на повышение качества образовательного процесса.

    Для выявления степени удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательной организации использовали анкету, разработанную Е.Н.Степановым.

    Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

    Участие в анкетировании приняли 49 учителей из 55 (89% от общего числа).

    Педагогам предложено прочитать включенные в тест 20 утверждений и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними от 4 до 0:

    4 — совершенно согласен;

    3 — согласен;

    2 — трудно сказать;

    1— не согласен;

    0— совершенно не согласен.

    Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательной организации (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать: если коэффициент У больше или равен 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше 2, это свидетельствует о средней степени удовлетворенности; если же данный коэффициент меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

    Обработка полученных результатов. Выявление среднего балла оценочных суждений педагогов позволяет определить степень удовлетворенности членов педагогического коллектива жизнедеятельностью образовательной организации.

    Коэффициент удовлетворенности педагогов по школе составил – 3,14 (высокий уровень).

    Наряду с выявлением общей удовлетворенности определены, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательной организации, как: организация труда - 3,48 (высокий уровень);

    возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога - 3,13 (высокий уровень);

    отношения с коллегами и администрацией школы - 3,12 (высокий уровень); отношения с учащимися и их родителями – 3,02 (высокий уровень); обеспечение деятельности педагога– 2,94 (средний уровень).

    Общие выводы и тенденции:

    В целом, по результатам анкетирования участников образовательного процесса наблюдается тенденция удовлетворенности качеством и комфортностью обучения в школе; сформировано доверие учащихся и их родителей к учителям, классным руководителям, к уровню преподавания дисциплин.

    Из результатов анкетирования можно сделать вывод о достаточно высокой степени удовлетворенности образовательной организацией.

    В качестве общих выводов по повышению удовлетворённости качеством образования приведены изменения, необходимость которых выявлена в настоящем исследовании:

    1.Решение кадровых вопросов, привлечение в штат молодых специалистов.

    2.Повышение эффективности системы оценки знаний учащихся.

    3.Обновление материально-технической и учебно-методической базы школы: обеспечение современными техническими средствами обучения; ремонт классов.