Опубликовано 26 июня 2017 в 22:03

Во втором полугодии 2016 - 2017 учебного года в рамках родительских собраний среди родителей учащихся 1 - 11 классов был проведен мониторинг удовлетворенности родителей качеством услуг, в том числе и работы службы сопровождения.

Цель мониторинга - изучение удовлетворённости родителей качеством услуг в  ГБОУ средняя школа № 127.

Количество опрошенных родителей: 597 человек (родители учащихся 1 – 11 классов) из 704.

Анализ результатов анкетирования позволяет определить уровень удовлетворенности родителей деятельностью учреждения.

При ответе на вопрос «Почему Вы выбрали нашу школу?» родители имели возможность отметить несколько вариантов, поэтому сумма процентов может превышать 100%.

Распределение ответов на данный вопрос представлено в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анкетирования родителей (вопрос 2)

Варианты ответа %
отсутствуют другие возможности 4,4%
считаю школу лучше других 24,3%
хорошие педагоги 28,6%
хорошая подготовка к будущему обучению 31,3%
Другое 12,9%

Большинство опрошенных родителей (28,6%) отметили, что обратились за помощью в воспитании ребенка, так как считают, что в ГБОУ работают хорошие педагоги. Позитивными следует считать и другие результаты опроса: 24,3% опрошенных отметили, что считают школу лучше других; 31,3% отмечают хорошую подготовку к дальнейшему обучению. Однако 4,4% родителей отмечают, что отсутствуют другие возможности. При выборе ответа «другое» (12,9%) опрошенных мотивировали собственный выбор учреждения высказываниями типа: «рядом с домом», «по рекомендации детского сада».

Вопрос анкеты «Удовлетворены ли Вы условиями содержания детей в школе?» предполагал возможность выбора несколько вариантов ответа. Распределение между предлагаемыми вариантами представлено в таблице 2.

Таблица 2 Результаты анкетирования родителей (вопрос 3)

Варианты ответа %
довольны 82,9%
затрудняюсь ответить 10%
не довольны 7,1%
Другое -

Большинство опрошенных родителей (82,9%) полностью удовлетворены условиями содержания детей в детском саду. Из ответов на вопросы анкеты можно отметить, что большинство родителей под условиями содержания ребенка понимают материально-технические, санитарно-гигиенические условия и оснащение образовательного процесса в учреждении. Анализ полученных результатов позволяет говорить об удовлетворенности многими родителями условиями содержания детей в школе. Однако 10% родителей затруднились ответить на предложенный вопрос, а 7,1% родителей недовольны условиями содержания детей в школе. В связи с этим можно предположить необходимость конкретизации в содержании вопроса условий ГБОУ.

Представим количественно результаты анкетирования родителей на следующий вопрос анкеты: «Удовлетворены ли Вы оказываемыми образовательными услугами?» (таблица 3).

Таблица 3 Результаты анкетирования родителей (вопрос 7)

Варианты ответа %
да, полностью 87,1%
частично 8,6%
не доволен 4,3%
другое -

Результаты удовлетворенности родителей образовательными услугами следует считать позитивными. Большинство родителей полностью удовлетворены оказываемыми образовательными услугами (87,1%), 8,6% частично удовлетворены и 4,3% недовольны. Затруднения в ответе, возможно, обусловлены необходимостью уточнения в вопросе перечня образовательных услуг, оказываемых ГБОУ.

Ответы родителей на вопрос анкеты «С удовольствием ли Ваш ребенок идет в школу? Почему?» позволили выявить особенности психологического микроклимата в группе, отношение ребенка к педагогу и взаимоотношения со сверстниками. Анализ результатов анкеты показал, что 94,3% родителей отмечает, что дети с удовольствием посещают школу и лишь 5,7% отвечает, что ребенок не желает посещать ее. Выявление обозначенного факта требует выяснения причин данного отношения ребенка к ГБОУ с целью повышения уровня мотивации обучающихся к посещению школы.

Родители в своих анкетах уточняют, что их дети считают школу «… своим вторым домом», детям нравятся общение с педагогом, со сверстниками, среди привлекательных для детей видов деятельности родители отмечают игры, конкурсы, занятия внеурочной деятельности «…интересные занятия с педагогом», «…нравится, как с ними занимается классный руководитель».

Результаты ответов родителей на вопрос «Удовлетворены ли Вы воспитанием ребенка в школе?»

97% родителей ответили, что полностью удовлетворены воспитанием ребенка в ГБОУ; 3% - отмечают свою неудовлетворенность. Выявление признаков не достаточной удовлетворенности родителей вызывает необходимость определения причин данных ответов.

Позитивные результаты анкетирования родителей подтверждаются ответами на вопрос, направленный на выявление удовлетворенности отношением ребенка с педагогами. Так, 98,6% родителей удовлетворены отношением ребенка с педагогами, отмечают достаточно высокий уровень профессиональных навыков, умение педагога найти подход к ребёнку, умение видеть его индивидуальные особенности развития. 1,4% опрошенных не удовлетворены отношением педагога к ребёнку и не уточняют свой выбор виде комментарий.

Анализ ответов родителей на вопрос: «Соответствуют ли учителя данного учреждения Вашему представлению о профессионально компетентных педагогах?»

Таблица 4

Результаты анкетирования родителей (вопрос 8)

Варианты ответа %
да, полностью 81,4%
частично 18,6%
не доволен -
затрудняюсь ответить -

По результатам анкетирования 81,4% родителей считают, что педагоги школы полностью соответствуют представлениям о профессионально компетентном педагоге, 18,6% считают, что педагоги частично соответствуют образу о педагоге. В связи с этим можно предположить необходимость уточнения представлений респондентов о профессионально компетентном педагоге.

Следующие вопросы анкеты были направлены на изучение уровня удовлетворенности родителей просветительской работой в области воспитания, развития и образования детей образовательного учреждения.

Так, родители отмечают, что они не испытывают проблем в общении с педагогами, свободно обращаются к ним за советом – 95,7%, 4,3% отмечают, что испытывают затруднения при обращении за советом к педагогам, специалистам ГБОУ, поэтому требуется дополнительная работа по изучению возможных причин выявленной неудовлетворенности.

Количественно ответы родителей на вопрос: «Какую информацию Вы узнаете от педагогов?» (таблица 5).

Таблица 5.

Результаты анкетирования родителей (вопрос 10)

Варианты ответов %
об образовательном процессе 85%
о целях и задачах воспитания и обучения детей 77,2%
о режиме работы 100%
о питании 91,4%
о возможных профилактических мероприятиях 38,6%
об оздоровлении и физическом развитии 45,6%
ежедневных достижениях ребенка 10%
негативную информацию о ребенке 1 %
совсем не получаю информацию совсем не получаю информацию 0,5 %

По результатам анкетирования было выявлено, что большинство педагогов информируют родителей об образовательном процессе (особенностях работы специалистов ГБОУ, ежедневных мероприятиях в классе) - 85%, о целях и задачах деятельности (77,2%), раскрывают деятельность учреждения в физкультурно-оздоровительном направлении (профилактика плоскостопия, закаливание, профилактика респираторных и инфекционных заболеваний в детском коллективе) – 45,6%, О режиме работы школы (часы работы, праздники, нерабочие дни) 100% опрошенных родителей получают информацию систематически и достаточно. Информация о питании (меню) предоставляется, по мнению 91,4% родителей.

Среди ответов родителей не отмечаются варианты ответов «негативная информация» (1%), «совсем не получаю информацию» (0,5%).

Анализ полученных результатов позволяет говорить о наличии стандартности и однотипности предлагаемой тематики у педагогов.

Ответы родителей на вопрос: «Отметьте, пожалуйста, в какой форме Вы получаете информацию об особенностях развития ребенка в школе»

Таблица 6 Результаты анкетирования родителей (вопрос 11)

Варианты ответов %
в беседе с педагогом 72,9%
в беседе со специалистом ГБОУ -
информационный стенд 11,4%
выпуск газеты -
на сайте ГБОУ 4,3%
в ходе собрания 27,1%
не получаю никакой информации -
Другие формы (укажите) -

Анализ ответов родителей, принимающих участие в анкетировании, о формах предоставления информации показал, что большинство педагогов используют стандартные формы работы с родителями: беседа (72,9%), информационный стенд (11,4,%), собрание (27,1%), сайт ГБОУ (4,3%).

Результаты об использовании педагогами традиционных форм просвещения родителей подтверждаются ответами родителей о наиболее эффективных формах работы. Набольшую популярность получили следующие формы работы школы с родителями, по мнению опрошенных: родительские собрания (67,1%), индивидуальные беседы и консультации (38,6%) и совместные праздники и развлечения (50%). Родители указали такие формы как тренинги, мастер-классы, семинары (4,3%), посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением (27,1%). Такие ответы можно объяснить склонностью родителей к привычным, менее затратным по времени и эмоциональным нагрузкам, формам работы. Результаты наглядно представлены на рисунке 4.

В качестве наиболее эффективных форм воспитания детей в ГБОУ, родителями отмечаются: непосредственно образовательная деятельность (58,6%), формы работы с участием родителей (10%), праздники (40% опрошенных). Как менее значимые формы отмечены: беседы (21,4% родителей). Определение непосредственно образовательной деятельности в качестве эффективной формы воспитания детей в ГБОУ свидетельствует о стереотипном представлении родителей о деятельности образовательного учреждения. Возможно, присутствует и мнение отдельных родителей о прямой зависимости «наличия занятия» и «развитием» ребенка.

Таким образом, анкетирование родителей по вопросу системы взаимодействия ГБОУ с семьей позволяет выделить следующие затруднения: - недостаточная информированность родителей со стороны педагогов о содержании и возможных формах организации детской деятельности, о развивающем эффекте всех видов детской деятельности и о роли семьи в процессе воспитания и развития ребенка,

-стереотипное представление родителей о деятельности образовательного учреждения и наличия мнения отдельных родителей о прямой зависимости

«наличия занятия» и «развитием ребенка»;

-склонность родителей к привычным, менее затратным по времени и эмоциональным усилиям, формам работы;

-недостаточный уровень мотивации родителей к расширению форм взаимодействия с ГБОУ.

Рекомендации родителям

С целью создания единого образовательного пространства ГБОУ и семьи принимать участие в совместных мероприятиях с родителями, организованными школой как в традиционной, так и интерактивной форме (тренинги, мастер-классы, практикумы).

Использовать сайт учреждения как форму обратной связи, возможность внесения предложений по совершенствованию условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Участвовать совместно с педагогами, психологом, специалистами ГБОУ в проектировании работы по формированию интегративных